Вы здесь

Формы оправ

В наследство от XX века нам досталось немало оригинальных «фасонов» очков, отнюдь не утративших своей привлекательности и в наши дни. Каждый из них имеет не только свое собственное название, но и свою собственную историю. Мы все эти истории скрупулезно собираем и сегодня хотим познакомить вас с теми из них, которые касаются самых главных — с точки зрения очкового дизайна — форм.

АВИАТОР

KORUS

«Авиатор» – это, пожалуй, самая главная и самая узнаваемая модель солнцезащитных очков всех времен и народов. Вот уже на протяжении многих десятилетий она занимает первые строчки очкового хит-парада, не давая надолго потеснить себя ни одной другой. Первыми оценить преимущества «авиаторов» с характерными каплевидными линзами (тогда серо-зелеными) смогли летчики военно-воздушных сил США, для которых «авиаторы», собственно, и разрабатывались.* А произошло это в 1930-е годы. Однако исключительно достоянием ВВС США «авиаторы», обеспечивающие максимальный обзор и пропускающие минимум рассеянного света, оставались недолго. Внимание общественности они привлекли сразу после того, как в прессе появились снимки мужественного генерала американской армии Дугласа Мак-Артура, запечатленного в «авиаторах» на одном из Филиппинских островов во время Второй мировой войны.
Впрочем, большая слава «авиаторов» на тот момент была еще впереди. Она лавиной обрушилась на них в 1969 году, после того как в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой, благодаря которому очки с линзами-каплями стали символом стиля унисекс и приобрели статус культовых. В 1980-е годы поддержанию этого статуса способствовал выход на экраны американского фильма «Лучший стрелок» (Top Gun), в котором в «авиаторах» предстал уже Том Круз.

ВАЙФАРЕР

KORUS

Первые «вайфареры» – солнцезащитные очки с трапециевидными линзами, ставшие впоследствии золотой классикой очковой моды, – были представлены на рынке в 1952 году. Из актуальных вариантов наиболее близка к первоначальной версии модель RB 2140 марки Ray-Ban, под которой «вайфареры», собственно, и появились на свет.
Когда в 1961 году зритель увидел фильм «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s) с Одри Хепберн в главной роли, солнцезащитные очки формы «вайфарер» вмиг стали популярными. Вообще, по части успеха в кино позавидовать «вайфарерам» могла бы любая голливудская звезда. За свою «кинокарьеру» они «снялись» более чем в ста картинах, в том числе в легендарном фильме «Братья Блюз» (The Blues Brothers), который вышел в прокат в 1980 году. Черные солнцезащитные «вайфареры» фигурировали в этом фильме с первой и до последней сцены. Главные герои в исполнении Дэна Эйкройда и Джона Белуши не расставались с ними даже ночью, считая их аксессуаром первой необходимости. Похоже, что после просмотра фильма в это уверовали и многие зрители: продажи «вайфареров» в восьмидесятые вновь стремительно пошли вверх.

ЛЕННОНЫ

KORUS

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону – одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60–70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное.
Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно). После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира** и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи».
Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

КОШАЧИЙ ГЛАЗ И БАБОЧКА

KORUS

Очки формы «кошачий глаз» – по нашему глубокому убеждению, самой женственной из когда-либо существовавших – появились на рынке в 50-е годы XX века. Есть мнение, что этот «фасон» придумал сам Кристиан Диор (Christian Dior). Якобы в его модном доме долгое время работала манекенщица – наполовину казашка, наполовину русская. И Диор создал форму «кошачий глаз» для того, чтобы подчеркнуть очертания ее раскосых глаз. На наш взгляд, это не более чем красивая легенда; по крайней мере, мы не располагаем ее фактическим подтверждением.
Зато мы вполне можем говорить о том, что самым известным производителем очков формы «кошачий глаз» в 1950-е годы являлась американская компания Tura***. На этот факт, в частности, указывают авторы вышедшей в 2007 году книги «Только лишь для ваших глаз? Очки от А до Я» – журналисты Алессандра Альбарелло и Франческа Джопполо****, которые, работая в профессиональных оптических изданиях, посвятили изучению истории очков ни один год.
Одними из самых известных очков формы «кошачий глаз», вызывающих ассоциации с эпохой пятидесятых, являются, пожалуй, те, что носила героиня Мэрилин Монро в фильме «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire), который вышел на экраны в 1953 году. Воскресив в памяти очки Полы – экранной героини Монро, иной читатель подумает, что форма модели скорее похожа на «бабочку», чем на «кошачий глаз». Вот очки героини Анук Эме в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita; 1959) – это настоящий «кошачий глаз»!
Действительно, с «кошачьим глазом» и «бабочкой» порой случается путаница, которую можно объяснить тем, что многие полагают, что это две абсолютно разные формы очков. Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной теории говорят о том, что очки «кошачий глаз» повторяют форму глаз «домашней хищницы», их уголки резко устремляются вверх, в то время как очки модели «бабочка» напоминают, соответственно, распахнутые крылья бабочки, отличаясь большей площадью рамки и менее стремительным «характером». В теории это объяснение кажется вполне логичным, на практике же, учитывая большое разнообразие решений оправ, деление порой вызывает вопросы, так что строго придерживаться его мы бы все-таки не стали. Понятия «кошачий глаз» и «бабочка» довольно часто выступают в качестве синонимичных, что нам нередко случается наблюдать, читая пресс-релизы производителей очков.

ПАНТО

KORUS

Очки формы «панто» (в перевод с греческого panto означает «всё» или «весь») – это очки, обеспечивающие пользователю полный обзор. Этим преимуществом они обязаны своей форме: нижняя часть ободка абсолютно круглая, а верхняя линия более прямая. Их верхняя граница проходит чуть ниже бровей, что не только эстетически привлекательно, но и практично: брови не пачкают линзы.
Очки этой формы появились на рынке в 30-е годы XX века и сразу же полюбились многим интеллектуалам. С началом Второй мировой войны о них, правда, благополучно забыли (как ни крути, но стрелять из окопов все-таки удобнее в очках с большими круглыми световыми проемами), однако с наступлением мирного времени вновь вспомнили. В 1950–60-е годы «панто» пользовались репутацией едва ли не самой популярной мужской модели очков в США. В 1980-е годы мир моды вновь проникся теплыми чувствами к форме «панто», поклонниками которой стали режиссер Вуди Аллен и актер Джонни Депп – натуры, прямо скажем, незаурядные.

СТРЕКОЗА

KORUS

Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стало продвижение на рынок полимерных линз – гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла.
Одной из главных поклонниц «крупногабаритных» очков того времени была вдова президента США Джона Кеннеди, супруга греческого миллиардера Аристотеля Онассиса Джеки Онассис, по праву считающаяся одной из самых элегантных женщин XX века. Во время поездок на Капри Джекки никогда не расставалась со своими «стрекозами», созданными лично для нее парижским оптиком Робертом Пинтоном***** из ацетатцеллюлозного пластика и натурального черепахового панциря. Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в «стрекозах» в обществе, очки подобной формы вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.

КЛАБМАСТЕР

KORUS

«Клабмастеры», или «броулайнеры» (brow-liners), как их еще называют, – это очки в комбинированной оправе с округлыми световыми проемами. Верхняя часть «клабмастеров» усилена пластиковыми «дугами», создающими эффект двойных бровей.
В Европу мода на «клабмастеры» пришла из Америки. Одним из самых известных их пользователей середины XX века был борец за права темнокожих Малкольм Икс, у которого было сразу несколько очков этого «фасона» разных цветов. С приходом пластиковой революции, благодаря которой рынок наводнился новыми моделями, привлекательность «клабмастеров» как-то померкла. В восьмидесятые они вновь вернулись на модную сцену, но лишь в качестве солнцезащитных очков, а вот в начале текущего десятилетия в связи с увлечением дизайнерами стилем ретро они пережили настоящий ренессанс.

ЛОЛИТА

KORUS

Название «Лолита» прилепилось к очкам, выполненным в виде двух сердец, вскоре после того, как в 1962 году в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика «Лолита» (Lolita) по одноименному роману Владимира Набокова. Интересно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму.
С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих стали ассоциироваться в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам. Именно их суперзвезда шоу-бизнеса выбрала для своего мирового турне 2008–2009 годов под названием Sticky & Sweet.
В нашем XXI веке создать что-то абсолютно новое в дизайне очков, откровенно говоря, вряд ли возможно. Так что, как нам думается, дизайнерам очков не остается ничего иного, как пойти по пути модернизации уже существующих форм. А значит, наши истории непременно будут иметь продолжение.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer